Назад в блог

Как составить ТЗ копирайтеру

Написание текстов для сайта только с виду может показаться импровизацией. Качественный контент требует подготовки не только со стороны автора, но и со стороны заказчика. И грамотно составленное техническое задание для копирайтера – это первый шаг на пути к продающему и цепляющему материалу или к познавательной блоговой статье. Сегодня рассказываем об основах ТЗ для текстового автора.

Польза от ТЗ

Работа над техническим заданием может восприниматься как пустая трата времени. Казалось бы, ведь можно просто дать автору тему и пусть творит… Но представьте: вы заказали текст о галактических котиках, а получили эпопею о межпланетной дружбе муравьев. А к теме не придраться – и там, и там космос. Для избежания подобного недопонимания и служит ТЗ. Но не только для этого:

  • Экономия всего и сразу. Хорошее ТЗ помогает копирайтеру не тратить время и силы на уточнения и последующие правки. Оно также позволит заказчику не отвлекаться и не нервничать, когда автор пишет в чат уже восьмой раз за день. Более того, имея на руках готовое техническое задание вам проще найти идеального копирайтера: разместите ТЗ на бирже и сразу получите предложения с указаниями цены и дедлайна.
  • Ориентиры и цели. Копирайтер без ТЗ как корабль в тумане без маяка. Поэтому будьте великодушны и дайте автору навигатор по вашим мыслям и идеям. Иными словами, объясните, чего вы ждете от контента и что хотите в нем видеть. Копирайтеру не придется бесцельно лить воду в тексте, ведь он будет знать о ваших ожиданиях. Кстати, это работает в любой сфере. Сравните два примера с просьбой: “посоветуйте книгу” и “посоветуйте роман о любви с элементами детектива в стиле старых голливудских фильмов”.

Не стоит думать, что ТЗ – это подробная инструкция, за счет которой копирайтер напишет текст в один заход. Скорее – это инструмент, чтобы задать вектор мышления и направление работы.

Подготовка к написанию ТЗ копирайтеру

  • Мозговой штурм. Начните с честного разговора с собой. Поразмышляйте, что в итоге вы хотели бы получить от автора. Определение ваших потребностей и желаний поможет быстрее внести все нужные уточнения в ТЗ. Для начала полезно решить, зачем вам вообще нужен текст: увеличить трафик на сайте, получить новый клиентов, повысить осведомленность о бренде и пр.
  • Анализ конкурентов. Посмотрите на конкурентные сайты и изучите тексты. Отдельно обратите внимание на их структуру, но при этом стиль адаптируйте под себя. Обязательно соберите группу текстов, которые вам нравятся, и подборку с плохими текстами. Сформулируйте для себя то, что кажется вам преимуществами и недостатками этих материалов.

Посмотрите, как мы умеем

Смотреть кейсы

Как оформлять ТЗ для копирайтера

ТЗ – это не творческая задача, поэтому здесь нужны не загадочные намеки, а структурированная и действительно полезная для автора информация. Ясность и лаконичность – важные характеристики любого технического задания. Поэтому не стоит растекаться мыслью по древу: используйте готовый список того, что должно быть в ТЗ копирайтеру:

  1. Тема (заголовок), цель и жанр текста. Здесь всё понятно – это стартовая точка ТЗ, чтобы автор сразу понял, о чем ему писать и зачем. Одно дело, например, – сообщить об обновлениях в работе интернет-магазина, и совсем другое – побудить людей к конкретной покупке. Поэтому всегда указывайте, что требуется от человека: рекламный слоган, информ. статья, товарное описание, пресс-релиз и прочее.
  2. Целевая аудитория. Здесь можно указывать пол и возраст, уровень достатка, цели и боли пользователи и прочее. Также вы можете делить посетителей сайта на потенциальных, новых и старых клиентов. Чем точнее и подробнее будет этот раздел, тем проще будет копирайтеру поставить себя на место человека и понять, что он хотел бы прочитать.
  3. Структура текста и объем. Этот раздел ТЗ условно отвечает на вопросы “сколько” и “как”. Ваша задача объяснить, есть ли у вас конкретный блок на сайте под этот материал, должно ли быть в тексте много абзацев или же вы хотите список, и т.д. Напишите, какие разделы и подзаголовки вы ожидаете увидеть и о чем упоминать точно не следует.
  4. Стиль. Если у вашей компании есть сформировавшийся tone of voice, обязательно напишите об этом. Если нет, то можно отталкиваться от общих моментов: уровень эмоциональности, непринужденности или формальности, наличие юмора и пр.
  5. Ключи. Если вы собрали семантику (сгруппировали запросы, нашли LSI-слова), то не забудьте рассказать автору, какие ключевые и тематические фразы должны присутствовать в SEO-оптимизированном тексте. При необходимости также можно указать нужно количество употреблений этих слов. 
  6. Дедлайн. Пропишите точные, но при этом реалистичные сроки сдачи текста, чтобы копирайтер спокойно установил график своей работы. Если хотите более тщательного общения с автором, можете указать срок предварительного согласования чернового варианта и время на внесение правок.
  7. Способы и параметры проверки. Если вы знаете, на каких ресурсах и по каким характеристикам будете анализировать готовый текст автора, укажите это в ТЗ для авторского самоконтроля. Скорее всего, вам пригодятся сервисы по оценке оригинальности и информативности текста. Так что прописывайте в задании порог уникальности, тошноты, воды и пр.
  8. Вспомогательные ресурсы. Если у вас есть источники, которые может использовать автор в работе, обозначьте их сразу. Это могут быть ссылки на сайт компании, на соцсети, на конкурентов и т.д. Приложите также к ТЗ пару текстов, которые вам нравятся.

В каком формате отправлять техническое задание копирайтеру

  • Текст. Самый распространенный формат. Вы можете заранее создать шаблон в программе Microsoft Word, Google Docs или другом редакторе. В документе просто разделите информацию на разделы с подзаголовками.
  • Таблица. Вы можете использовать Microsoft Excel или Google Sheets. В таблице можно четко выстроить информацию по разным столбцам, включая разделы, даты, ключевые слова и другие параметры.
  • Карточка в задачнике/проекте. Если вы используете системы управления (Trello, Asana, Jira), то можете создать карточку или задачу для копирайтера. Там вы размещаете все необходимые детали и требования к проекту.
  • Майндмэп. Это графическое представление информации с визуализацией логических связей. Для составления таких ментальных карт есть специальные сервисы: MindManager, Coggle, Mindmup и пр.

Какой бы формат вы ни выбрали, важно, чтобы ТЗ вышло структурированным и четким. Постарайтесь, чтобы задание содержало все детали и требования к тексту: только так вы сможете наладить успешное сотрудничество с копирайтером.

Остались вопросы?

Задайте их нам

Больше пользы: подписывайся на нас в VK, чтобы узнать о SEO и ADS
Перейти
Еще Статьи