Техническое задание на разработку сайта: кому, зачем и как составлять
Если перефразировать известную фразу про название яхты, то “как составите ТЗшку, так и будет сделан сайт”. Техническое задание разработчикам — это важнейший этап в подготовке сайта, который нельзя пропускать или делать спустя рукава. В противном случае вы рискуете потратить много сил, времени и денег на правки. Как добиться максимального взаимопонимания с программистами с первого раза и правильно донести свои потребности, — расскажем в сегодняшней статье.
Что позволяет ТЗ заказчику и разработчику
Грамотно составленное и детализированное задание преследует множество целей в сотрудничестве клиента и программистов:
- Заказчик может упорядочить свои мысли о сайте в письменном виде и сразу увидеть, соответствуют ли его пожелания бюджету и дедлайнам. Кроме того, формирование ТЗ — это способ оперативно понять, а подходит ли вам исполнитель. Ведь если у разраба нет нужного опыта или компетенций, стоит распрощаться с ним на этапе обсуждения деталей.
- Разработчик с помощью ТЗ может четко оценить свои силы и временные затраты на проект, чтобы наиболее точно выставить цену за сайт. Кроме того, наличие требований перед глазами существенно экономит ресурсы на выяснение уточнений. Иными словами, можно приступить к работе быстрее и без лишних вопросов.
Составлять ТЗ для разработчиков должен тот, кто разбирается в создании сайтов. Если у клиента есть нужные знания и он владеет терминологией — прекрасно. Если нет, лучше составлять ТЗ совместно с самим разработчиком, проектным менеджером или сеошником компании, куда вы обратились за услугами. Главное, чтобы на выходе получилась подробная инструкция, которая позволит решить любую спорную ситуацию и создать эффективный сайт с отличным юзабилити.
Как писать ТЗ для разработчиков: главные критерии
- Однозначность. Никаких пространных или двойственных формулировок, которые касаются удобства сайта и комфорта пользователей.
- Точность. Чем больше конкретных характеристик, тем лучше. Указывайте нужную скорость загрузки, максимальное число посетителей и т.д. Не забудьте указать сроки работ и перечислить все ответственные лица.
- Лаконичность. Не стоит расписывать, почему вы хотите именно так, а не иначе, или же в каких моментах сайта вы сомневаетесь. Можно сделать пометку для разработчика, и он сам сделает выбор или сообщит о сложностях, если они возникнут.
Постановка ТЗ разработчикам: основные элементы
- Сведения о заказчике и задачи сайта. Это, прежде всего, сфера деятельности и целевая аудитория. Можно заполнить и более подробный бриф, описав детали бизнес-процессов и ключевые особенности/преимущества компании. Кроме этого, разработчик должен понимать, какая цель у будущего сайта, чтобы вместо лендинга не сделать интернет-магазин.
- Мнение клиента и примеры, которые ему нравятся. Пожелания и идеи заказчика всегда важны, даже если окажутся не реализуемы на практике. Ну а с образцами сайтов от конкурентов всё и так понятно: лучше один раз увидеть, чем сто раз обсудить на созвоне.
- Требования к верстке и серверу. Это движки (системы управления), библиотеки, уровень безопасности, показатели нагрузки, домен, хостинг, интерфейс на разных устройствах и т.д.
- Структура. Количество страниц (посадочных, служебных, контентных и т.д.), содержимое и связи между ними. Стоит описать каждый раздел на сайте и блоки, которые в нем могут быть. Можно прикладывать скрины и прототипы, но главное не забывать про логику и цель использования того или иного элемента.
- Сценарии пользования. Вы можете прописать путь действий посетителя на разных страницах, чтобы разработчик понимал логику переходов и роль каждого блока.
- Дизайн. Фирменные цвета и шрифты, наличие логотипов и т.д. Если у компании есть свой брендбук, можно приложить его ссылкой.
Как вы понимаете, продумывание ТЗ на разработку сайта действительно требует и определенных навыков, и достаточного времени на обсуждение с клиентом его потребностей. Поэтому не откладывайте этот этап напоследок. Удачи!
Остались вопросы?
Задайте их нам