Что такое юзабилити анализ сайта
Современный мир интернета насчитывает миллионы сайтов, каждый из которых стремится привлечь внимание пользователей. Однако не все из них обладают приятным и комфортным интерфейсом. В этой статье мы разберем юзабилити сайта и его важность, а также расскажем, как достичь оптимальной пользовательской дружелюбности.
Юзабилити (анг. usability) – это мера удобства и простота использования сайта его посетителями. Она включает в себя множество аспектов: от читаемого текста до легкой навигации. Иными словами, хорошее юзабилити означает, что пользователи без труда могут найти информацию, которая им нужна. Можно также сказать, что это необходимый уровень комфорта, который сопровождает человека на пути к совершению целевого действия.
Зачем улучшать юзабилити
Плохое юзабилити может отпугнуть даже самых заинтересованных посетителей. Если пользователь не может найти то, что искал, или зависнет на путанной структуре сайта, он скорее всего покинет его в поисках удобной альтернативы. Юзабилити напрямую связано с уровнем удовлетворенности пользователя и его вероятностью вернуться на сайт.
Представьте, что вы ищете информацию о товаре в онлайн-магазине. Если на странице представлены нечеткие фото, нельзя посмотреть цену и нет полных характеристик, вы пойдете к конкурентам. И покупку совершите тоже у них. Качественное юзабилити помогает предотвратить такие ситуации.
Сайт, разработчики и дизайнеры которого позаботились о юзабилити, быстрее попадает в топ выдачи, имеет большую кликабельность и стабильный трафик, поскольку он больше вызывает доверие и чаще оценивается как экспертный. Таким образом, параметры юзабилити влияют на успех и прибыль бизнеса, узнаваемость компании, лояльность целевой аудитории.
Как сделать сайт удобным: принципы юзабилити
Основные правила и приемы организации сайта для эффективного взаимодействия с пользователями были предложены в конце XX века дизайнером, программистом и бизнесменом Якобом Нильсеном:
- Обратная связь. Пользователь должен видеть, что происходит на сайте. Окно загрузки, сообщение об ошибке, уведомления, счетчики и т.д. – всё это показатели работоспособности сайта и высокой скорости обработки информации.
- Простота и понятность. Сайт должен “говорить” с аудиторией языком пользователям, а не посредством профессиональных терминов и математических моделей. Чем живее и современнее язык, тем лучше.
- Контроль и свобода выбора. У пользователя всегда должна быть возможность отменить или повторить действие.
- Единые стандарты. Навигация по сайту должна быть интуитивно понятной. Лучше придерживаться существующих правил по разработке структуры страниц, чтобы пользователь не терялся в каждом новом разделе.
- Предотвращение ошибок. Лучше продумать дизайн таким образом, чтобы пользователь был вовремя предупрежден о возможной проблеме. Например, если он включил VPN или блокировщик рекламы.
- Узнаваемость. Распространенные и общепринятые текстовые формулировки и иконки позволяют пользователю меньше запоминать – это всегда подкупает.
- Гибкость. Если у вас есть возможность организовать свой ресурс так, чтобы одно и то же действие осуществлялось разными способами или из разных частей сайта, обязательно сделайте это.
- Минимализм. Чем проще сайт по дизайну, тем выше вероятность, что пользователь достигнет своей цели, а заодно и сделает то, что нужно компании. Не нужно отвлекать внимание избыточными и ненужными деталями.
- Объяснение проблем. Если пользователь допустил ошибку, важно как можно быстрее и проще сообщить ему об этом, а заодно и предложить решение.
- Подсказки и инструкции. Различные справки и возможность обучения навигации всегда должны быть на сайте. Старайтесь описывать конкретную последовательность действий, например, как оформить заказ или отменить его.
Признаки плохого юзабилити
- Низкий показатель времени на сайте. Это означает, что пользователи не задерживаются на сайте и уходят быстро. Дело может быть в том, к примеру, что их отталкивает и пугает дизайн.
- Высокий показатель отказов. Посетители покидают сайт после посещения одной страницы, например, потому что не могут найти другой нужный им раздел.
- Низкая конверсия. Пользователи не выполняют желаемые действия, будь то покупка, подписка, репост, заявка с контактными данными и пр. Возможно, они не видят, как это сделать, или их пугают сложности?
- Низкий показатель глубины просмотра страниц.. Это значит, что посетители не просматривают много страниц на вашем сайте. Есть вероятность, что вы не заинтересовываете их содержимым, например, не предлагаете рекомендации в отдельном блоке.
Также оценка юзабилити возможна по таким показателям, как число обращений в тех. поддержку, количество целевых действий и время на них, процент вернувшихся пользователей, кликабельность и т.д.
Самые распространенные ошибки в юзабилити
- Сложная навигация: нет хлебных крошек, карты сайта и обратной связи или разделы меню названы непонятно.
- Плохой текстовый контент: много ошибок и спама, нет разделения на списки и абзацы, отсутствуют заголовки и подзаголовки.
- Проблемы с загрузкой: отсутствие оптимизации кода и визуального контента.
- Игнорирование гаджетов: некорректное отображение сайта на смартфонах.
- Плохие дизайнерские решения: низкий контраст между цветами текста и фона, неразборчивый шрифт, обилие рекламных элементов на каждой странице, незаметные кнопки с CTA и т.д.
- Проблемы с URL: неправильные или непонятные ссылки (не ЧПУ) и ссылки, ведущие на устаревшие и ошибочные страницы.
Анализ юзабилити сайта: способы, этапы и инструменты
Пользовательское тестирование
Можно проводить как качественное, так и количественное исследование с реальными людьми. Возможны очные и удаленные тесты, а также с модераторами и без них. Как правило, такие мероприятия позволяют изучить путь пользователя на сайте, увидеть количество возникающих ошибок, оценить скорость загрузки и каналы коммуникации.
Например, пользователи могут выполнять конкретные задачи на основе сформированной легенды и портрета ЦА, а потом отвечать на вопросы модератора. Кроме этого, фокус-группа может сравнивать разные версии сайта или варианты для нескольких устройств (А/В тестирования), а также изучать сайт еще на стадии разработки. Важно отметить, что фокус-группа может состоять как из случайных людей, так и из экспертов в области разработки и UX-дизайна, если требуется более профессиональный аудит с подробным отчетом по итогам.
Юзабилити-аудит с помощью сервисов
Это такие инструменты, как “Вебвизор” из Яндекс.Метрики, Google Analytics, UsabilityHub, Testograf, Usabilla, OptimalWorkshop, GTmetrix или Hotjarт. Они помогут вам проанализировать отдельные страницы и весь сайт в общем: найти ошибки в интерфейс и навигации, а также проследить поведение пользователей, включая скорость скроллинга, количество кликов и пр.
Юзабилити – неотъемлемый аспект успешного сайта. Удобство использования напрямую влияет на вовлеченность пользователей. Следование принципам юзабилити и его проверка при каждом обновлении помогут вам создать сайт, который будет приятен и полезен для всех посетителей.
Остались вопросы?
Задайте их нам